...на одном дыхании (antysk) wrote,
...на одном дыхании
antysk

Categories:

Школа для детей с аутизмом в Копенгагене.

Ходила вчера в датскую школу для детей с аутизмом. Посмотреть, опыт перенять. Школа для сложных детей, не простых. Вот те, к которым Иришка пристроилась, это высокофункциональные ребята, все говорят, все учатся академическим предметам, хотя и раскачиваются порой и пальцами ниточки перебирают. А вот в этой школе - ребята посложнее, многие невербальны, вернее я так поняла - скорее невербальны чем наоборот, у детей сложные стимы и аутореакции, замки на дверях и хорошо огороженная территория. В общем - печальное место. И мне следовало подготовиться морально.
Пишу соответствующее вступление, чтобы и вы подготовились морально. Сопереживать.

А теперь погнали!
Класс, в который я попала, рассчитан на трех учеников, сегодня в классе было 2, в этажерке - Юлиана! Наташа! - ваши пресловутые "коробки", мальчики берут себе коробки и делают задание, заканчивают - ставят коробки обратно, визуальное расписание вот, и там один из мальчиков снимает все что выполнено с линии расписания, а второй стрелочкой отмечает. Однообразия не наблюдается.


Но в классе особо долго мы не были - сегодня конкурс юных талантов, музыкально-песенный. В школе для тяжелых аутистов. Да, все так. Невербальность - не помеха проявления талантливости. Пошли в общий зал!
По дороге выставлено угощение, взрослые напекли (или купили), дети раскрашивали, разные классы - в разные цвета. Дорогая мама или бабушка - угощайся, праздник же. В других таких случаях праздников - они могут сами готовить и бОльшую часть блюда, нежели просто украсить кексы. Просто в этот раз были сложные кексы, так что из аутистических рук - не рецептура и выпекание, а только украшение.


Убитые горем родители, а также бабушки и дяди детей с аутизмом заполнили зал, конкурс начался.

Детская песенка Беби-шарк или тяжелый рок - это вы тут сами решайте что петь, на ваше усмотрение.
У беби-шарков были шикарные костюмы, с акульими рожами и с зонтиками со свисающими рыбками и медузками. Я сняла на фото, когда уже реквизит выносили из зала :)


Вот тут например хорошо видно как взрослая команда "подсказывает" или "помогает" ребятам с номером. Они или сзади за ребенком, или перед первым рядом низенько пригибаются и жестикулируют или показывают, что сейчас делаем, метлой в ступе перемешиваем или руками машем. Я пока не понимаю как они внутри координируются - эти люди в классе, кто учитель, кто помощник учителя, но снаружи они выглядят как отменная команда и все время перехватывают детей и внимание друг у друга, вот прямо чтобы один дал поручение а второй пошел исполнять или наоборот возмутился почему я - я ни разу не видела. Они часто что-то друг другу накидывают: просьбы, подсказки, но совершенно неочевидно в быту кто там главный. Хотя конечно как-то это там поделено: кто учитель, а кто тьютор, суббординация должна быть. Но вот в целом такой номер:


Из детских номеров я голосовала вот за этот heavy metal!
Кто умеет поет, кто умеет танцует, у кого костюмчик со скелетом, очень органично по-хэвиметальски вышло...


Потом пришла пора крутых перцев, таки невербальных, хоть и с усами. При аутизме так бывает. Очень психоделичный номер вышел. Я понимаю, что кому-то это фу и ужас. Ну и подите прочитайте гламурное что-то. А у кого свое такое или это ваша работа или у вас глаза есть и вы не в третьем рейхе живете - вам непременно ролики просмотреть стоит. Вот мне это круть и красота. Выйти на сцену подростку с аутизмом, надеть черные очки и изображать звезду рока и еще в конце прорычать что-то в микрофон - я недозаписала на телефон, но зал взорвался аплодисментами в следующий момент! И я с ними. А Леша мне на это видео отписался: офигеть какие ребята! Хоть они ему и не родственники. Но мы в теме, и мы понимаем.



А это уже вербальный номер развитых вербальных девочек! Одна с аутизмом, а вторая тьютор. Насладитесь выступлением.
Но пресветлое тут даже не сам номер, а болельщики на переднем плане. Один взрослый в носочках с оранжевыми пяточками - ведет себя совершенно по-аутистически, ему громко и радостно одновременно, он еще не научился справляться с этой своей реакцией иначе и он укладывается головой в пол и раскачивается. И никто, никто! не спасает мальчика, не выводит из зала, не спрашивает "чей это! (подразумевается придурок)", ноль раздражения, максимум принятия. Ну понятно что второклассник спонтанно взявший на себя роль подтанцовки тоже никого особо не впечатлил и никто на него не шикнул. Видимо он никому не мешает смотреть номер.


Вот еще уставшие рыжие пяточки легли на сцене и тоже никто не вызрел на праведный гнев убрать неправильного со сцены-то. Ну и еще один усатый болельщик сидит на жердочке и оттуда то связные комментарии отпускает, то просто радостно вокализирует.


Ну что? Аутизм и аутизм. Он везде не сахар, и кто-то из родителей справляется заниматься еще помимо школы 20 часов в сутки и идти большим прогрессом, а кто-то просто ходит в школу где структурирован день, есть все уровни безопасности, и дальше в общем-то только сплошной фан. Образования мало,разве что бытовые навыки. Но все эти люди здесь, в этом социуме - очень ЛЮДИ. В общем близко к "как все". Им тяжело, но они умеют отдыхать, им бывает слезно, но просто окружающие и помогающие профессионалы умеют делать им радостно. У них невербальный ре - и он только что выступал с номером на сцене. Наверняка не все в народе разделяют идею помощи более уязвимым, наверняка кто-то и толкнет плечом на улице - бывает... Но выходишь после концерта за ворота школы - а там кавалькада машин выстроилась (государственных специализированных такси) чтобы развезти детей и "детей с усами" по домам. Потому что не всем родителям возможно забрать своего на машине, и на велике немногие из них научатся. И остальной социум подставляет им свое плечо.
Прихожу домой, спрашиваю Иришку: а тебе больше нравится на автобусе в школу ездить или когда я тебя на машине подвожу. Ира: на автобусе веселее! Блин, а я то думала мать, своя машина, все дела... Но видя улыбающегося во весь рот водителя, который не ленится мне звонить каждый день за 5 мнут до того как подъезжает к нашим воротам, а потом перехватывает Иришку и ее портфель, а потом еще 2 минуты прощается с ней, терпеливо ожидая пока она выговорит свои датские светские раскланивания - то я верю, что с ним веселее. А еще оказывается они там всю дорогу песни распевают. Кто от такой дороги откажется?

Такси. И Янка с Александром. Красавцы!
Спасибо ребята. Что пригласили соприкоснуться. Что есть что дальше передать. Может где в каких сердцах и головах отложится.
А остальным - посопереживать :))))
Если найдете чему.

Tags: Дания, аутизм, особенные, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →