...на одном дыхании (antysk) wrote,
...на одном дыхании
antysk

Categories:

Я решила стать против инклюзии, я за сепарацию. Если только определиться в понятиях.

Очень хочется попытаться состыковать рельсы. Если не разберусь, так хоть опишу видимую часть явления.

Читаю статью на Правмире про то как людям неприятны телодвижения активистов и вслед за ними действия государства в сторону детей с инвалидностью (вот она), читаю обсуждение случая в Минске, когда с дворовой детской площадки при детском психоневрологическом диспансере персонал диспансера прогнал нескольких мам с детьми с аутизмом (потому что нечего играть на площадке детям, которые сейчас не в стационаре, собрались еще главное несколько! аутистов и играть начали видишь ли!), думаю про эту свою начинающуюся учебу в Дании и анализирую наши первые полгода в этом новом социуме...
И у меня не сходятся понятия.


В постсоветском пространстве мы как бы вроде начали осознавать,что где-то там на западе есть какая-то инклюзия, и мы, надо сказать, тоже не лыком шиты - прошли уже какой-то путь, много сейчас это на себя примеряем, много делаем, много думаем и говорим, но видим по итогу, что нет, инклюзия - идея все-таки искусственная, слащавая, непрямая и неоткровенная. И непонятно подходит ли она нашим людям. Может честнее все же сепарировать этих людей с инвалидностью, раз уж они природой (или случаем) пришли в этот мир не такими как большинство. Ну в общем разговоров много, брожения много, мнения разные, и одновременно по факту, в реальности - много непринятия пока, много жестокости и ранят этих инвалидов и тех кто с ними - и нечаянно и нарочито. По-разному. Кто и не хочет вроде ничего плохого сказать, а как-то так скажет - что получается больно.

Мы тут недавно в чате инвалидских мам (мне можно нас так называть, у меня уже очень просто в этом месте) стали делиться у кого какие случаи реакций на наших детей в социуме бывали - так это достойно собрать в небольшую книжечку, и плакать и смеяться, и учиться не обижаться. Может, если минуту найду - то скопирую вам самое шедевральное. Порой не верится, что это одни люди говорят другим людям. Бывают очень гадкие вещи произносятся и при этом на голубом глазу, люди с той стороны даже не осознают что они сказали что-то грубое. Ну например, мой собственный опыт был и не таким уж и болезненным, но при этом довольно диким, директор иришиной школы на мой запрос о ставке тьютора сказал буквально: ну нет, а о чем вы думали когда такого ребенка рожали! Не знаю я что тут отвечать. Становится понятно, что мы из разных миров с ним, он думает что я как-то так взяла и нарочито такого ребенка родила, или что он может вывести мою вину в том, что я ее такую родила или что еще он там подразумевал? Непонятен вывод, но понятно что мы на разных планетах живем. И никакой инклюзии у нас с ним нет. Не только у него с моей дочерью с инвалидностью, но и у меня с ним, хоть бы мы и одинаково здоровы были...

И вот тут эта Дания... Знаете, что меня первое удивило в Дании? Я не понимала каков передаточный механизм принятия инвалидов в обществе. Что у них нету инклюзии ни в садах ни к школах - мне объяснили буквально с первых дней. И знакомые мамы, и эта наша прекрасная Сюзан из комунны, пришедшая курировать иришино устройство в школу. И потом впоследствии директор школы, в которой учится моя новая бонус-дочь (про бонусдетей расскажу отдельно). И на разных уровнях системы при вопросе об инклюзии - все говорили: нет, нету такого тут. Кто опускал глаза и говорил: нууу, пока не очень, мы хотим но пока нету. Кто-то прямо глядя, формулировал: нету, отличаемся мы тут от среднеевропейских настроений. У нас маленькая страна, небольшой народ, у нас "деревенская" психология, мы скорее консервативны чем прогрессивны и вряд ли у нас это скоро изменится. И как вывод: в системе образования инклюзии нет.

И одновременно с этим я на свои глаза видела что инклюзия в обществе - есть! В школе - как прототипе мира - нету, а в большом мире есть! Везде эти коляски, уже большей частью моторизированные. Везде пандусы. Съезд в море. В барах и киношках, на пляжах и в молодежных компашках запросто увидишь одного из нескольких на коляске или кривоватого. И как-то он среди здоровых болтается и нормально им всем на вид и он на своем велике с мотором никак не отстает от их просто великов.
Да и даже все эти асфальтовые накладки не главное. Люди обычные никак особо не реагируют на людей-инвалидов. Ни на взрослых ни на детей. Глянут, на 2 секунды в глазах загорается распознавание - и все, выключается. Ни интереса, ни особого внимания. Это сущностная глубинная инклюзия.

Ира на детской площадке не вызывает никакого особого отношения ни у детей ни у взрослых. Никто не встает меня предупредить, что тут не надо бы таким быть. Дети стоят у фонтанчика, подходит Ирка, начинает с ними коммуницировать - дети просто подвинутся чтобы ее в круг впустить - хотя она уже на вид очень странная, она начинает пить там где другие кораблики пускают - дети удивляются, но никто не закатывает никаких глаз, а один берет и начинает пить как она, подходит мама этого несознательного и с улыбкой переключает внимание от нежелательного поведения не только своего дурака, но и моей... дуры. Ловит глазом, что я подскакиваю со скамеечки ей помочь развести этих "спевшихся в плохом" детей, оградить ее нормального от моей ненормальной - и показывает мне жестом что все ок, сиди, я их сама займу. И выдает из сумки и своему и моей по какой-то леечке и колпачку, чтобы они - значиццо - переключились на полив, вместо того чтобы холодную и грязную воду хлебать. Ну а уж что похлебали - то похлебали. Бывает. Ни разу Иру ко мне никто с претензией не привел на площадке, хотя как по мне - она временами нарывалась, и в Минске с вероятностью 90 процентов мне бы ее возмущенно велели держать около себя и следить, ну или как минимум ушли бы сами, подальше от греха. А эти странные подвинутся, поиграют рядом, а в конце еще отправят своего нормального "попрощайся со своей новой подружкой", "скажи ей пока". У той новой подружки диагноз на лице написан при всей ее красоте неземной. И вот же тебе - "новая подружка"! Это сущностная инклюзия, и блин! - непонятно как они в эту точку пришли, если они признают что технологии "инклюзирования" в социуме нет никакой.

И вот тут у меня не стыковалось. Как так в социуме принятие в широком смысле есть, а в школе инклюзии нет. Так вроде бы не бывает. Потому что мы-то и в школу прем эту инклюзию, в том числе чтобы широкое принятие в социуме потом достичь. Подразумевая, что если дети с детства перемешиваются в школе (а лучше в детсаду), то тогда они вырастают во взрослых с принятием, с широтой восприятия нетаких. А если дети росли по отдельности - то вот они и мучаются, становясь взрослыми, между искусственной добротой, которую надо как-то в себе найти и проявить, и нарастающим внутри раздражением, что достали вы двигать мои интересы во имя интересов этих инвалидов! В общем непонятно мне было: это тезис (про первичность и необходимость смешивания детей с детства) неправильный? можно как-то иначе ширеть, не с детства, а потом? это все мы тут одинаково с неприятием, просто некоторые лощеные? это датчане - из другого теста люди? это белорусы более честные чем слащавые датчане? в чем ответ-то?

Когда я стала больше контактировать с реальностью - я поняла что мы находимся на разных стадиях... не хочется говорить развития, но разных стадиях понимания принятия людей вокруг себя точно. И мы - постсоветские - называем инклюзией даже свои попытки подумать в эту сторону, и строго выговариваем этим, о которых начинаем заботиться, что и так мы уже напахали! Мы и так уже о вас думаем, а вам все мало! А эти медленные "деревенские" датчане, когда отнекиваются от инклюзии - имеют в виду, что они не научились "включать" везде и идеально, они так обозначают что они видят планку "инклюзия" где-то высоко в небе и отдают себе отчет, что они пока не там.

Школа, куда Ирку взяли - не инклюзивная, ее отделение школы относится к специальному образованию, просто они вместе смешаны: общеобразовательная ветка и специальная - они в одном здании одной и той же школы, на мои вопросы перемешиваются ли дети хотя бы на переменах завуч мне ответила, что маловато, они не рады, что так мало и что это нельзя назвать хорошим моментом, а на деле я видела как особенные дети готовились к общему выпускному концерту, и как дети на перерыве играют все вместе, ненормальные с нормальными. На большущем, длинном перерыве. И школа прислала нам длинное письмо с просьбой еще раз рассказать, что у Иришки по восприимчивости, по диете, по всему остальному, чтобы они могли подготовиться, понять, персоналу объяснить. То есть им в целом есть дело до ее конкретных особенностей и они думают как им их аккуратненько учесть. И я понимаю что мне как маме глубоко безразлично, что эта школа называется специальной. Мне не обидно. Можно даже написать сверху "отдельная для отсталых или дурных"- мне ок. Если я внутри вижу процессы, которые говорят о том, что ее хотят включить и ее особенности готовы учитывать - то мне подходит такое "специальное образование со специальными педагогами". И когда я вспоминаю сколько раз я пыталась договориться со столовой в иришиной 168ой с интеграцией школе в Минске, чтобы ей в рис просто не клали масло, а они мне объясняли что это не их дело, хватит с них того, что ей образование дают со всеми вместе, а еду ей отдельную никто готовить не может, и следить ест ли она свою собойку или подворовывает запретные продукты с общего стола - это вот точно нет, не их забота - то я и тут понимаю что меня крайне мало греет, что эта форма устройства в школу называлась "интеграция", по сути это же эта же инклюзия только типа начальная стадия. Но отношение внутри схемы - нифига не инклюзивное. А уже со старта уставшее напрягаться в вашу инвалидскую сторону...

Вот что это? Называем одинаково, а внутри вообще другое, совершено другое. Они недостаточно инклюзивны с их точки зрения, а мы уже устали от этого засилия инклюзии вокруг нас. Только и знаем что говорим об этом, только и делаем, что пандусы к каждому подъезду строим!

Так я подумала - я хочу в их сепарацию. И если бы меня сегодня спросили что я хочу видеть в своей родной стране для живущих там семей с ребенком с инвалидностью - я хочу чтобы мы в РБ построили датскую систему специализированного образования. Белорусы, не надо нам та наша достигнутая интеграция, ерундовая она! И инклюзия не надо, забудьте! Давайте строить вот эту их человеческую сепарацию и разделение. Разделение в каждую школу - как вам девиз? (это в смысле пусть в каждой школе будут "отдельные" дети, отделЕнные дети, сепарированные самой жизнью от нормы дети, которым мы будем оказывать отдельное внимание! дабы им было хорошо жить рядом с нормой, и норме было бы хорошо жить, даже если они подвинулись под этих ненормальных и сепарированных).

Надо сменить слоган Левании... Даешь вместо формалистской инклюзии - сепарацию с человеческим лицом!
Боже, до чего же я беспринципное существо. Слила можно сказать лозунг жизни за три минуты. Не изменив при этом себе.

Поговорите со мной тут. Не в стиле как все плохо в России или Украине с принятием. В стиле: как выращивать нам это человеческое лицо у себя? Совершенно под любым лозунгом и названием.


пысы. ну и вы же уже знаете что Ирише дали тьютора! индивидуального тьютора в класс при 5 детях, который вложен в большую школу... какая детальная матрешка у них тут получилась
Tags: ваше мнение, дасткая школа, инвалидность, инклюзия, пофилософствовать, сепарация, школа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal