дождь

antysk


...на одном дыхании


Previous Entry Share Next Entry
Как умирают врачи
море
antysk

Как умирают врачи

 Перевод с сокращениями статьи Why Doctors Die Differently

Автор: KEN MURRAY

Столкнувшись со смертельным недугом, многие врачи, хорошо зная ограниченные возможности современной медицины, предпочитают отказаться от героических усилий по поддержанию своей жизни.



Много лет назад Чарли – широко известный ортопед и мой учитель – обнаружил образование у себя в животе. Обследование показало, что это образование – рак поджелудочной железы. Хирург, который обследовал Чарли, был одним из лучших в стране, мало того, он был автором уникальной методики при раке поджелудочной железы, утраивающей пятилетнюю выживаемость (с % до 15%), хотя и при низком качестве жизни. Но Чарли все это было неинтересно. Он выписался домой, закрыл свою практику, и оставшиеся несколько месяцев своей жизни провел с семьей. Он отказался от химиотерапии, от облучения, от оперативного лечения. Страховой компании не пришлось сильно на него потратиться.                                                      
Доктора тоже умирают,  данный факт почему-то редко обсуждается. Кроме того, доктора умирают не так, как большинство американцев – медики, в отличие от всех остальных, гораздо меньше пользуются услугами медицины. Всю жизнь врачи борются со смертью, спасая от нее своих пациентов, но встречаясь со смертью самии, они часто предпочитают уйти из жизни без сопротивления. Они, в отличие от остальных людей, знают, как проходит лечения, знают возможности и слабости медицины.

Врачи, конечно, не хотят умирать, они хотят жить.

Но они больше других знают о смерти в больнице, знают то, чего боятся все – умирать придется в одиночестве, умирать придется в страданиях. Врачи часто просят родственников, чтобы, когда придет время, никаких героических мер по спасению не предпринимали. Врачи не хотят, что в последние секунды их жизни кто-то ломал им ребра, проводя сердечно-легочную реанимацию.
Большинство медиков за свою карьеру часто встречаются с бессмысленным лечением, когда для продления жизни умирающих испольуются последние достижения медицины. Больные умирают, изрезанные скальпелями хирургов, подключенными к различной аппаратуре, с трудками во всех отверстиях организма, накачанные различными препаратами. Цена такого лечения составляет иногда десятки тысяч долларов в день, и за такую огромную сумму покупается несколько дней ужаснейшего существования, какого не пожелаешь и террористу. Я уж не помню, сколько раз и сколько врачей говорили мне разными словами одно и то же: „обещай мне, что если я окажусь в таком состоянии, ты позволишь мне умереть”. Многие медики носят специальные медальоны со словами „не реанимировать”, некоторые даже делают татуировки „не реанимировать”.
Как мы дошли до такого – медики оказывают помощь, от которой на месте больных бы отказались? Ответ с одной стороны прост, с другой сложен: больные, врачи и система.
Какую роль играют больные? Представьте себе ситуацию – человек теряет сознание, его кладут в больницу. В большинстве случаев родственники к этому не готовы, перед ними стоят трудные вопросы, они растеряны, они не знают, что делать. Когда врачи спрашивают родственников, надо ли делать „все”, ответ, конечно - „делайте все”, хотя на самом деле обычно имеется в виду „делайте все, что имеет смысл”, а врачи, естественно будут делать все, что в их силах – неважно, разумно это или нет. Такой сценарий встречается очень часто.

Дополнительно осложняет ситуацию малореалистические ожидания. Люди слишком много ожидают от медицины. Например, немедики обычно считают, что сердечно-легочная реанимация часто спасает жизнь больному. Я лечил сотни больных после сердечно-легочной реанимации, из них только один вышел своими ногами из больницы, при этом сердце у него было здоровое, а остановка кровообращения у него произошла из-за пневмоторакса. Если сердечно-легочная реанимация проводится пожилому тяжелоболеющему пациенту, успех такой реанимации стремится к нулю, а страдания больного в 100% случаев ужасны.

Роль докторов также невозможно преувеличить. Как объяснить рыдающим родственникам больного, которых впервые видишь, что лечение не принесет пользы. Многие родственники в таких случаях думают, что врач экономит деньги больницы или ему просто не хочется возиться с трудным случаем.

Иногда в происходящем не виноваты ни родственники, ни врачи, достаточно часто больные становятся жертвами системы здравоохранения, которая поощряет избыточное лечение. Многие доктора боятся судебных исков и делают все возможное, чтобы избежать проблем. И, даже если все необходимые подготовительные меры были предприняты, система все равно может поглотить человека. У меня был пациент по имени Джек, ему исполнилось 78 лет, и за последние года своей жизни он перенес 15 больших операций. Он сказал мне, что никогда, ни при каких обстоятельствах не хотыл бы быть подключенным к аппаратуре, поддерживающей жизнедеятельность. Однажды в субботу у него произошел массивный инсульт, в бессознательном состоянии его доставили в больницу. Жены Джека рядом не было. Джека реанимировали и подключили к аппаратуре. Кошмарный сон стал явью. Я приехал в больницу и принял участие в его лечении, я позвонил его жене, я привез с собой его амбулаторную историю болезни, где были записаны его слова насчет поддержания жизнедеятельности. Я отключил Джека от аппарата и оставался с ним, пока он не умер через два часа. Несмотря на задокументированную волю, Джек умер не так, как хотел – вмешалась система. Мало того – одни из медицинских сестер написала на меня жалобу властям, чтобы они расследовали отключение Джека от аппаратуры жизнеобеспечения, как возможное убийство. Из этого обвинения, конечно, ничего не вышло, так как желание пациенты было достоверно задокументировано, однако полицейское расследование может запугать любого врача. Я мог бы пойти более легким путем, оставить Джека подключенным к аппаратуре и продлить его жизнь и его страдания на несколько недель. Я бы даже получил за это немного денег, правда, при этом расходы Медикэйр (страховой компании) увеличисль бы примерно на пол-миллиона долларов. В целом, неудивительно, что многие доктора предпочитают принять менее проблематичное для них решение.

Но доктора не позволяют применять такой подход к себе. Почти все хотят умереть мирно дома, а с болью научились справляться и вне больницы. Система хосписов помогает людям умереть с комфортом и достоинством, без ненужных героическо-бесполезных медицинских процедур. Как ни удивительно, исследования показывают, что больные в хосписе часто живут дольше, чем пациенты с аналогичными заболеваниями, которых активно лечат.

Несколько лет назад, мой старший двоюродный брат Торш (Torch – факел, фонарь) – он родился в домашних условиях и роды принимали при свете ручного фонаря – так вот у Торша случились судороги, обследование показало, что у него рак легкого с метастазами в мозг. Мы с ним посетили нескольких специалистов, их вывод был такой – при аггрессивном лечении, которое бы включало посещение больницы 3-5 раз в неделю для введения химиотерапии, он мог бы прожит еще четыре месяца. Мой брат решил отказаться от лечения и только принимал препараты от отека мозга. Он переехал ко мне. Следующие восемь месяцев мы провели в месте, как когда-то в детстве. Мы съездили в Диснейленд – он там ни разу не был. Мы гуляли. Торш любил спорт, он с удовольствием смотрел спортивные передачи. Он ел мою стряпню и даже набрал немного веса, потому что ел свои любимые блюда, а не больничную пищу. От боли он не страдал, настроение у него было хорошее. Однажды утром он не проснулся. Три дня он оставался в коме, больше похожей на сон, а потом умер. Его медицинский счет за восемь месяцев составил двадцать долларов – цена препарата от отека мозга.

Торш не был врачом, но понимал, что важно не только продолжительность жизни, но и ее качество. Разве большинство людей с этим не согласны? Качественная медицинская помощь умирающему должна быть такой – дать больному умереть с достоинством. Что касается меня, мой врач уже знает мою волю: никаких героических мер предпринято быть не должно, и я как можно тише уйду в эту спокойную ночь


  • 1
дааа, задумаешься тут о нашей медицине, смерти, уместности помощи, одиночестве
хороший материал

всё правильно

поверьте, у нас пациента в 78лет с обширным инсультом вряд ли стали б реанимировать и держать на аппаратуре.
в этом смысле в России проще...но много других проблем. даже противоположных - отсутствие необходимых действий, когда еще можно что-то сделать.
с другой стороны, если говорить не про терминальные состояния, а про жизнь, то наоборот много лишних вмешательств и несуществующих диагнозов - младенцам поголовно лечат пэп, нерожавшим женщинам эрозию шейки матки много в том же духе...

Я об этом (о реанимации, продлении жизни, etc) много думала, много-много, когда планировала рожать дома. Потом мне пару раз попадалась эта статья, и я опять думала-думала ))). Все правильно тут, я для себя многое понимаю так же. И все равно не могу сказать, что я что-то для себя решила в этом плане. Все по-прежнему зависит от всего.
Но умирать, как и рождаться, предпочтительно дома, это единственное, что я почти знаю наверняка.

да наверняка.
для меня эта статья не про то чо надо непременно не лечиться а оставаться дома

это как повод задуматься. мы как-то так любой ценой некоторые вещи готовы решать. вот спасать жизнь

я знаю ситуации когда дети ( понятно что любовь) очень долго не могут отпустить родителей и спасают-продляют жизнь любой ценой. по несколько лет пожилые немощные люди висят между тем миром и этим, а их все спасают.
опять же я не знаю как бы поступила я.
ни со своей жизнью ни с жизнью близкого человека, если бы решение лежало на мне.

но повод подумать есть.

ага. Даже, может, не задуматься, а попробовать почувствовать, что ли.

пошла думать в каком месте сделать татуировку "не реанимировать"

Мой папа, медик по образованию, позже отошол от профессии, именно так всегда относился к своему здоровью, да и нашему тоже. Когда он узнал, что у него рак легких, операбельный, он сделал операцию, но о химиотерапии отказался. После операции он еще прожил с нами 1 год и 4 месяца, увидел, как родилась внучка, съездил на лето в дом своих родителей, а потом умирал сам, не обременяя меня. Он ен сказал мне, что раз вернулся, и не хотел всей этой паники вокруг него, не хотел моего разрывания между ним и восьмимесячнйо дечерью. И да, мне очень больно, он я не была с ним в последние месяцы, но я принимаю его выбор, я благодарна за разговоры по телефону в эти месяцы, его "Да, доченька" в эти месяцы дало мне очень много на годы вперед. Мне до сих пор стыдно и больно, что я "не сделала все, что могла".

Отец моего мужа умирал от той же бьолезни, в апреле он лег в больницу, без операции ему пророчили месяца 4 жизни. Он провел в больнице два месяца, перенес тяжелейшую операцию, от которой не оправлся, и в страшных мучениях умер через те же 4 месяца. Он не хотел идти на операцию, оялся, но родные настояли. Я видела, что он не переживет ее, но не имела права голоса, считала, что я не имею права отнимать надежду у мужа и его родни.

Думаю, я бы предпочла вариант моего папы.

а муж?
вы знаете что он думает по итогу обо всем этом?

Нет, не знаю, еще слишком сильна боль, чтобы он говорил о ней вслух.6 февраля будет 2 года, как нет моего папы, а мужниного отца нет всего 4 месяца, все еще слишком кровоточит.

понятно
конечно

Мой папа умер 10 августа этого года. А мог бы - в ноябре 2010. Но я не могла его отпустить. И он остался жить. А в этом году случилось обострение тогда, когда я была в командировке. Вернулась я оттуда совершенно простуженная и не могла посещать его в больнице. Вот так и получилось, что я его не удержала.
В последний день его жизни я вдруг увидела, насколько ему тяжело, и ... все равно вызвала скорую. Но они ничего не стали делать.
И вот теперь я живу с двумя чувствами вины - за то, не позволила умереть ему 2 года назад, и за то, что позволила в этом году.
Головой я все понимаю, но как отпустить близкого человека туда, откуда нет возврата - не знаю. Это требует каких-то особых душевных сил и совершенно другого взгляда на смерть.
Спасибо автору за статью. Мне это сейчас очень нужно.

да, другой взгляд на смерть помог бы нам делать некоторые вещи спокойнее и естественнее.

но постарайтесь не кориться.
мы делаем лучший из тех выборов на которые способны в момент принятия решения. это мое убеждение. и вы сделали лучшее как это лучшее было вам видно. но мы меняемся. наше "лучшее" меняется.
я стараюсь быть благодарной себе за все выборы и все изменения. это придает сил идти вперед
да?

Спасибо. Мне кажется, я понимаю, что Вы мне хотите сказать. Честно говоря, с благодарностью себе у меня сейчас большая напряженка. Это пока не мое чувство.
Я больше не переживаю вину как что-то безысходное. Я начала сопоставлять свои действия с папиными желаниями. Конечно, два года назад он уже был готов уйти, но для него было очень важно мое состояние и то, что я не готова его отпустить.
В смерти много такого, что мало зависит от нас самих и наших выбоов. Поэтому нам так трудно ее принимать. Мне очень помогает православный взгляд на смерть. Вера в то, что это не конец, и я своей молитвой могу еще помочь папе - вот это очень важно для меня.

Соболезную. Отец моего мужа умер в ночь с 9 на 10 августа. Утром его дочь должна была выходить замуж, и он не успел.
Чувство вины будет в любом случае, с кожалению, в нашем обществе нет принятия смерти, не учат этому. Все всегда должно быть только хорошо, про не позитивное думать и говорить не принято, думаю поэтому смерть такая трагедия для тех, кто остался. Мой младший брат погиб совсем молодым, ему было 17,5 лет, через 5 дней после моего 19 Дня Рождения, и так получилось, что мы часто говрили про смерть с ним, у нас в семье не было запрета на смерть, это была разрешенная тема, во многом потому, что мы очень много времени проводили с бабушками и дедушками, а они умели принимать смерть, знали как отгоревать горе, отплакать его.
Только в этом году, через 11 лет после смерти брата, он выпал с 11 этажа, несчастный случай, и не будь травмы столь обширными, его бы тоже откачивали всеми возможными средствами, я научилась плакать. Поняла, что за причитания, всех "современных" людей были на его похоронах -- это бабушка причитала по нем, отплакивала, так как делали плакальщицы. В этом году я взяла большой платок, накрылась им с головой (отделилась от мира живых), и отголосила по брату и по папе (голошения взяла в книжке). Отпракала, отгоревала, и меня отпустило. Хотя все-равно когда-никогда посещает чувство вины. Я думаю это от осознавания страшного слова "никогда".

спасибо за ваши комментарии в этой теме.
очень искренне
и думаю много кому есть что взять тут

Я редко так раскрываюсь в чужих журналах, видимо сейчас пришла пора, и моя искренность действительно важна.

Спасибо. Мне уже легче - 4 месяца прошло. А в первые месяцы я плакать не могла. Мне казалось, что у меня сердце разорвется, если я буд плакать.
Я молюсь. Мне это очень помогает.

Соболезную Вашему муж! Простите, что сразу про это не написала - меня немного потрясло это совпадение. И младшего брата я тоже похоронила, правда, это случилось в прошедшую пятницу. Ему был 31 год.
Знаете, я сейчас очень много думаю о "Высшем вмешательстве" в нашу жизнь. Когда-то у меня была сестра. Она умерла еще до моего рождения в возрасте почти 2-х лет. Папа всю жизнь переживал это как острое горе. Мой младший брат был очень-очень болен, и его смерть была вопросом ближайшего времени. Но Господь не позволил папе пережить еще одного ребенка. Брат умер через 4 месяца после папы, когда мы все немного оправились от того горя.
И если подходить к этим двум уходам предельно рационально, то это в определенном смысле "избавление" для тех, кто остался - очень много было забот с братом и папой. Но дело, конечно, не в том, что нам теперь не придется о них заботиться, дело в том, что нам теперь нужно перестраивать свою жизнь, нужно заново заполнять те ее места, которые раньше были заполнены папой и братом.

О! это отдельная тема.
очень глубокая
и странная

мало того что надо перестраивать жизнь, заполняя образовавшиеся пустоты, так еще и порой оказывается что эти "мешающие" обстоятельства бывают для нас очень нужными, системообразующими, поддерживающими даже. и при их исчезновении оказывается что это и был стержень. и надо искать новый. и ломка прямо

Как умирают врачи

Пользователь kseniatr сослался на вашу запись в записи «Как умирают врачи» в контексте: [...] "не реанимировать". Боюсь именно того, что меня будут лечить. Оригинал взят у в Как умирают врачи [...]

Как умирают врачи

Пользователь pochtaljon сослался на вашу запись в записи «Как умирают врачи» в контексте: [...] "не реанимировать". Боюсь именно того, что меня будут лечить. Оригинал взят у в Как умирают врачи [...]

спасибо большое, впервые встретила эту статью, интересный опыт.
моя бабушка всегда была очень активная. когда узнала о том , что больна раком, пошла на операцию. После операции сгорела за три месяца. И, мне до сих пор кажется что без операции она прожила бы гораздо больше.

Не, ну бывают же случаи, когда реанимация спасает.
а я бы сделала тату - "реанимировать" )
И любое новое средство - пробовать.. Хоть даже в целях эксперимента. Ну если бы верила в него, разумеется.
Как раз вчера смотрела передачу про актера, забыла имя, который играл супермена, который в возрасте сорока с чем-то лет упал с лошади, и полностью был парализован, дышал через трубочку. Он поставил себе цель - встать на ноги к пятидесяти годам, каждый день занимался, каждый день несмотря на усталость, уделял несколько часов общению с сыном, посещал дома инвалидов в целях благотворительности и моральной поддержки людей.
Определенных успехов он достиг, но кажется встать и ходить ему не удалось (меня отвлекли, не оч. внимательно смотрела конец).
А в возрасте 52-х лет, он умер, т.к. сердце не выдержало нагрузки.
И все равно, лучше так, чем отключить аппарат и не бороться.
Аппарат - я образно. Ключевой слово - не бороться.
Все ИМХО разумеется.

Edited at 2012-12-09 09:29 pm (UTC)

это очень тонкое понятие - бороться или не бороться

на вид вот - мы с Ириной боремся.
но я очень отличаю мам, которые реально борются, и если есть у меня запас сил - могу попробовать их расслабить. чтобы перестали бороться а начали жить. не тратили драгоценного времени на борьбу.

не знаю понятно ли изложила

не, не оч ухватила..
Вы иметее в виду если бесполезно? а кто ж это знает?
или что-то другое?

наверно поняла), за борьбой теряется качество жизни и сама жизнь?
так борьба ж за качество ... и поможет /не поможет - кто ж знает??
Или я опять не поняла)?

мой любимый старенький начальник - удивительная умница и столП для меня - любил говаривать после какого-нить высокого совещания с министрами:
Будет такая борьба за мир, что камня на камне не оставим!

вот как-так мы за качество жизни боремся. без принятия

Не знаю.. Как по мне одно другому не противоречит.
Принятие сегодняшнего дня, не значит, что не нужно строить день завтрашний..
Впрочем разные мнения это нормально.. :)

это все очень верно. может тоже медальон повесить?
можно перепост?

вот я сейчас тоже страшную вещь напишу....
когда я месяц назад смотрела на своего ребенка в больнице, в глубокой коме, со всеми этими трубками на голове и на теле, микротравмами на коже (трофика уже была сильно нарушена...) то на пятый день уже какая то часть меня подумала о том, что лучше бы не мучить его, а дать умереть спокойно... было до одури не переносимо потерять его, но я все равно об этом подумала, потому что такие мучения даже во благо действительно не нужны.

я думаю, что это смело - так подумать
взять боль на себя - боль принятия этой ситуации
а ребенку дать выбор, куда он пойдет

Конечно
Вроде как матери невыносимо отпускать дитя
Но видишь - часть тебя природно мудра. И понимает важность того что надо все же отпускать

Как вы справляетесь?(подставляясь плечом)

вторую неделю как вышла на работу, на работе легче намного, забываешь. Тем более когда загружен под завязку...Но как только вспоминается - хоть волком вой.
Самое тяжелое - вещи видеть каждый день...нельзя же убирать до 40 дней.

может можно хоть немного убрать?
я конечно совсем не разбираюсь в поверьях...

держитесь

немного я убрала. Белье все в пакеты сложила.... но крупные вещи - коляска, кресло-качалка...знающие люди сказали нельзя убирать. Да я и сама не хочу никому отдавать... наверное это неправильно, но иначе пока не могу.(((

Пользователь kantuka сослался на вашу запись в записи «Про смерть» в контексте: [...] не нашла. А тут у Инги как раз в тему размышлений попалось... Оригинал взят у в Как умирают врачи [...]

Анна Лукс

(Anonymous)
Смерть - очень неприятное слово, если не знать, что за ней следует. Я - христианка. Прежде, чем стала ею, боялась смерти и избегала всяческих разговорах о ней. Посещение похорон страшно не любила. Но потом всё изменилось. Однажды я открыла Библию и стала читать. Вскоре я поняла, что эта Книга - истинное Слово Творца. Того, Кто создал всю вселенную и всё, что наполняет её. И, конечно, нас, людей. не сразу, но это всё же произошло - я доверилась моему Богу. Библия рассказала мне о жизни и смерти. Оказывается, если человек принимает волю Божью о своём спасении через Иисуса Христа, смерть - это приобретение. Удивляетесь? Я - тоже. Но теперь, по прошествии многих лет жизни с Господом, знаю точно, что смерть во Христе - переход в жизнь вечную , в мир лучший, в Царствие Небесное. Вы можете проверить сами - Библия ещё никого не обманула. Ведь она- Письмо Бога к Его творению. Мудрое и славное Послание к тем, кто желает вернуться в чистое, полное радости состояние мира с Богом. Он имеет о каждом из нас самые лучшие намерения. Он призывает и ожидает каждого. С Иисусом никогда не заблудишься: Он умер за наши грехи, воскрес на третий день и вознёсся к Отцу- Богу для того, что оправдывать и прощать грешников, коими являются все люди на земле. Ни больше, ни меньше! Благословляю вас - каждого читающего - и желаю искать и быть найденным Создателем. А вот вам и Слово Библии: " Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет
и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все.
От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,
дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:
ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род".
Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого.
Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться,
ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.
(Деян.17:24-31) С любовью ко всем читающим спасённая на Голгофе Христом Его дочь Анна. Он победил смерть!!!!

Здравствуйте.

Ужасная тема. Тяжелая.

Мой папа был всегда здоровым человеком. А в 50 лет случился аппендицит - его первая операция. Как то вышло, что был тяжелый случай с перитонитом и все такое. Это было начало всех бед как он считал.

В 1998 году у него случилась язва. При обследовании оказалось все хуже. Рак.
Его хирург был гением. Папа остался без желудка.
Ему прочили год-два...
Мама была нездорова, но очень плакала переживала, вытягивала его тогда как могла.
Папа умер в конце 2011 года.
Все эти годы он боролся!
В перерыв ах между своими химиями он помогал маме, которая болела все больше, ездил на охоту, рыбалку, помогал мне с моим сыном! Он очень любил внука!!!

В 2010 он похоронил маму. Сама бы я не справилась бы.
А через полтора года умер сам.

Я благодарна ему за то, что вместо 1 года он подарил нам 12.

К слову его хирург умер от этой де болезни. Сгорел за год :(

мысли и поступки других людей - это ж не приказ нам как нам поступить
просто еще одна версия

самое главное - что вы рады своему выбору

  • 1
?

Log in