дождь

antysk


...на одном дыхании


Previous Entry Share Next Entry
Выбор.
счастье быть
antysk


- Я же чувствую, что веду себя неверно. И такое поведение не было моим выбором.
- А чем? А чьим? Был пистолет у виска?

- Нет. Пистолета не было. Был какой-то паттерн, внедренный в мой мозг до того, как я научилась критически осмыслять действительность. Мой младший ребенок сейчас учится капризничать. Это сложный процесс, очевидно не инстинкт, а что-то из высшей нервной деятельности. Но является ли это выбором ребенка?

- У твоего ребенка еще нет. А у тебя уже да. Когда мне собеседники рассказывают, как им мама в детстве била по рукам, например, и тем самым навязала какую-то модель поведения, я спрашиваю сколько им лет.
И сколько лет как они поняли, что вот это или то поведение обусловлено тем прошлым маминым посылом к ним.
И сколько лет они еще собираются вешать на маму то, что давно можно было разобрать, перелистнуть и забыть. Но можно конечно и на маму.
Так что если ты СЕЙЧАС в эти свои не 16 лет как-то поступаешь как бы уже не хотела, то изменения начнутся с той точки, когда ты признаешься себе, что это твой выбор.


  • 1
конееееечно...(с)
и да, хорошо, что есть мамы, родители, мужья, жены, ЖЭСы, ремонтники на дорогах и т.п На них можно повесить свои выборы:))

Пользователь hrrr_miau сослался на вашу запись в своей записи «No title» в контексте: [...] Originally posted by at Выбор. [...]

Кмк, не все так просто, как хотелось бы видеть авторитарным психологам.
Я тут одну книгу интересную читаю, снова про мозг - и вот там описывается исследование, где исследовали мозг на предмет свободы воли, свободы делать выбор. так вот нету у нас как таковой свободы воли, есть - свобода отказа о какого то выбора. Свобода остановить что-то, сказать нет. И это целая большая история, потому что нейронные сети с трудом перестраиваются а торможением выбора поведения занимается только один небольшой вентролатеральный участок коры мозга.
поэтому последний абзац - в чистом виде психологическое насилие. Потому что мало обвинить человека в том что он не идеален. черт возьми. Мало! даже не то что мало, это вообще отрицательная величина. Отрицательная величина эмпатии и такта.
а для того чтобы признаться себе что это твой выбор в чем то - надо видеть возможность других выборов. хотя бы одного другого выбора.
А чтобы видеть возможность другого выбора - надо чтобы был опыт соответсвующий, опыт не только что по рукам били, а еще какой-то. Тогда будут соответсвующие связи между нейронами, тогда будет возможность затормозить нежелательный паттерн и запустить желательный. Но не наоборот.

Edited at 2014-07-27 10:34 pm (UTC)

Ваше дополнение подтверждается моим опытом. Всё так.

о да, отличный комментарий...
все так, все так
просто обвинить не выход.
а как человеку увидеть новый вариант? видеть возможность других выборов? это же однажды случается с человеком?
новый вариант?

если опыт из среды приходит, то однажды есть шанс случиться осознанию и интеграции этого опыта. То есть если по рукам уже не бьют, совсем не бьют. Так чтобы ретравматизация не происходила.

а если опыт не приходит или совсем не осознается(что бывает при ретравматизации и защитах), то как ни странно - надо вот ходить и жаловаться на маму и рассказывать разным людям, и если люди будут достаточно принимающими и эмпатичными произойдет маленькое чудо - орбитофронтальная кора возьмет верх над более глубинными структурами мозга(где живут ранние поведенческие паттерны) и эмоциональное напряжение, которое вызывает тема битья по рукам - сильно снизится. И с этого момента можно пробовать эксперименты, можно пробовать организовывать себе другой опыт самостоятельно. А потом его соответственно осознавать и интегрировать. Но сначала - поговорить. чудо человеческих отношений :)
и в этом на самом деле больше от принятия своего выбора... и от парадоксальной теории изменений. Потому что человек когда приходит и рассказывает про маму, его точка настоящего именно в этом - принять себя плачущим и жалующимся на маму. А не пытаться натянуть себя на эталонную точку "признайся что это твой выбор" и возьми себя в руки тряпка .
Если человек хочет ходить и жаловаться, значит его потребность - ходить и жаловаться. И в этом ему надо побыть и принять это как потребность, хотя бы на несколько минут. тогда идет движение, тогда начинаются изменения. Проблема обычно в том, что поговорить о своем глубоком так, чтобы не упрекали и не обвиняли и не заставляли измениться - обычно не с кем. Вот и ходит человек по кругу, ходит, его орбитофронтальная кора остается незадействованной, и процесс дальше не идет. все понимаю, но сделать ничего не могу. А еще бывает когда упрекающий и обвиняющий собеседник - внутри, и продолжает бить и бить по рукам. И тут тоже без приобретения опыта другого собеседника никак не обойтись. Будет опыт, мозг его распознает, образует новые нейронные сети и тогда появится возможность экспериментов и выбора поведения.

вся гуманистическая концепция психотерапии в двух абзацах)))

спасибо что написали
гуманистическая концепция в 2 абзаца - это действительно ценно. я люблю готовые выжимки.

и думаю, многим она подойдет.
так что здорово.

но мое большое счастье что я лишена научных авторитетов и авторитетных теорий. будь она сегодня популярна ли забыта - мне не важно.
мне важно как я к этому отношусь и как чувствую.
так вот в моем становлении отдельну роль занимают люди, которые не будучи сильно агрессивными и не кидаясь макать меня "возьми себя в руки тряпка" - все же брали на себя труд спросить "а чей это был выбор? не твой? что тебя сподвигло поступить так?"
это все же разнится с постановкой вопроса "натянуть на себя эталоную точку", к которой повели разговор вы. мы обе понимаем что трудно провести четкую грань за которой будет принятие и наводящие вопросы и нагибание "ну ты дууурааа". но она есть. в каждом конктреном случае человек себя может чувствовать оскорбленно и закрыться или довольно ровно и начать думать.
довльно часто бывает так, что пока тебе кто-то со стороны, кто-о весомый или кто-то в весомой для тебя ситуации, обстановке, не скажит тебе вот это "не ты? а кто" - то тебе все кажется что руль у кого-то. и бывает однократного вопроса достаточно чтобы чеовек вдруг понял, что вот он руль -то. чего ж это я жду с моры погоды.

так что гуманистический подход безусловно прав. так все и есть.
но я очень благодарна тем людям кто меня в свое время спросил чей это был выбор, когда я поступила так...

Edited at 2014-07-29 05:38 am (UTC)

спасибо за текст, мне так очень актуально сейчас, и ветка эта тоже - мне показалось, что это про разные степени осознанности - когда ты уже можешь взять на себя ответственность за свое развитие и когда ты еще только можешь покивать на маму.
и одновременно с вашим во френдленте вот такой пост нарисовался - про то, как можно эти нежелательные паттерны изменить с помощью отслеживания своей физической реакции в нужный момент http://zicer.livejournal.com/28524.html

да, про разные стадии включенности я еще поищу, я где-то разворачивала это шире.

спасибо
ссыль интересная.

Спасибо большое Вам за эти два коммента! ) (этот и предыдущий)
Так неожиданно иногда читать или слышать, как "защищают" "ноющих" - что кто-то, как ни странно, еще защищает. (Это не должно быть так странно, наверное, и это здОрово, что такие люди есть:))

подпишусь под этими словами))

Читаю книгу Бёрна "Игры, в которые играют люди". Вот как раз про родительское сценарное программирование. Непохое начало, чтобы "назвать по имени своего врага", ведь только тогда с ним можно будет бороться..
Инга, как Вы относитесь к психотерапии?

я читала берна
нормлаьно отношусь.
как к инструменту.

Пользователь lada_dara сослался на вашу запись в своей записи «Выбор.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Выбор. [...]

Пользователь pundyashka сослался на вашу запись в своей записи «Выбор.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Выбор. [...]

вот знаешь, я уже вижу, где оно мне было навязано, но пока не могу вести себя как-то иначе.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account